Американский бизнес недоволен политикой Трампа, но не готов выступить открыто

Главы американских компаний за закрытыми дверями выражают единодушное недовольство экономической политикой Трампа, однако опасаются критиковать ее публично и выбирают в отношении президента тактику, хорошо знакомую российскому бизнесу, — вместо конфронтации они молча ищут способ адаптироваться. Администрация Трампа ожидает, что тарифы заставят бизнес локализовать производство в США, но для многих компаний это слишком дорого и сложно. Даже очевидный выход из ситуации с помощью повышения цен сработает не для всех.

На саммите Yale CEO Caucus в Йельском университете десятки топ-менеджеров «единодушно» возмутились введением пошлин против Канады, сообщает The Wall Street Journal, а несколько часов спустя на встрече с Дональдом Трампом в рамках Business Roundtable никто из них не задал президенту прямого вопроса о пошлинах.

Бизнесмены опасаются, что публичная критика сделает их мишенью, и «не хотят попасть в немилость президента», предпочитая обсуждать острые проблемы в частном порядке. Ситуация резко контрастирует с атмосферой первого срока Трампа, когда бизнес открыто выступал с критикой. Теперь же, согласно опросу на встрече в Йеле, 44% топ-менеджеров готовы выступить против президента лишь в случае падения рынка на 20%, еще ​​22% респондентов ждут падения до 30%.

Бизнес может молчать, но не игнорировать изменения в политике Белого дома. Теперь компании из самых разных отраслей и уголков мира от Volkswagen и Eli Lilly до Walmart и Temu вынуждены разрабатывать стратегии адаптации, пишет Bloomberg.

Администрация Трампа рассчитывает, что тарифы заставят компании локализовать производство в США, о подобных намерениях уже заявили фармпроизводители Eli Lilly и Novo Nordisk, однако для других локализация может оказаться затратной и трудновыполнимой. Глава Michelin Флоран Менего указывает, что запуск производства шин обойдется в $600 млн и займет три года, поэтому компания будет вынуждена повысить цены. О том же предупреждают европейские Continental, Schaeffler и Valeo.

Однако даже переложить затраты на потребителей смогут не все — Volkswagen помешают конкуренция и избыток мощностей, из-за тарифов компания может потерять 5,21 млрд евро прибыли. Для Boeing же основной риск заключается в перебоях с поставками.