Прежде всего выражаю глубокие соболезнования всему коллективу Большого театра в связи с трагическим происшествием, которое случилось вчера на опере «Садко». Близким и родным погибшего артиста Евгения Кулеша. Гендиректору Владимиру Георгиевичу Урину. Потому что это действительно, будем думать, трагическая случайность, приведшая к таким страшным последствиям.
Вообще надо понимать, что работа в любом театре связана с повышенным риском. Особенно сегодня, когда технический прогресс двигается семимильными шагами. Во многих театрах заменяют световое и звуковое оборудование, штанкеты, электронику планшета сцены. С одной стороны, улучшение технических показателей сцены должно еще больше обезопасить артистов, с другой — сценография также активно развивается и иногда вес декораций может доходить до нескольких тонн.
Мы знаем, что такие случаи, к сожалению, происходили в разных театрах, в том числе и в Москве, когда во время монтировки декораций при нарушении техники безопасности эти самые декорации падали, калечили людей, приводили их к временной нетрудоспособности. Один раз, помню, даже к летальному исходу. Но вот так, чтобы во время спектакля – это случилось впервые.
В каждом театре есть инженер по технике безопасности. В Большом театре, насколько знаю, работает целая служба. Всё, что происходит на сцене, ею отслеживается. Я уверен, что вся технология в главном театре страны абсолютно отработана, иначе и быть не может.
Причем, чтобы вы понимали, служба, которая отвечает за технику безопасности, принимает самое непосредственное участие в работе над новым спектаклям. Начиная с момента принятия макета, где обсуждается, как будут выглядеть декорации, какого они будут размера, из чего сделаны, какого веса, как будут монтироваться и демонтироваться. Учитывается, сколько людей при этом нужно, какой способ крепления применять, на что декорации будут подвешивать, какова грузоподъемность штанкетного хозяйства и так далее.
Я что, собственно, этим хочу сказать? Техника безопасности в театре заключается не в том, что во время монтажа на сцене стоит инженер и смотрит за процессом. Существует четкая, отработанная годами схема. У каждого спектакля есть паспорт, где описан принцип монтажа всех декораций на сцене и проведения спектакля. И это всё подписывает служба безопасности на предмет того, что только так, а не иначе можно, условно говоря, собирать декорацию и именно так эксплуатировать спектакль.
Кроме того, в любом театре раз в год проводится инструктаж по технике безопасности. Существует журнал проведения инструктажа, куда вносят соответствующие отметки. Если спектакль новый и в нем, допустим, по задумке режиссера, артисты поднимаются выше полутора метров от планшета сцены, то обязан проводиться новый инструктаж.
Со всеми сотрудниками проводится первичный инструктаж при приеме на работу. Начиная от техники пожарной безопасности, инструкции по использованию огнетушителем и заканчивая тем, в какой одежде можно приходить в театр, так как при ношении свободной есть риск зацепить рукавом элементы декораций. Такой же инструктаж есть для специалистов, работающих со сценическими механизмами и приспособлениями. Если, например, на работу в театр приняты новые монтировщик или осветитель, то они сдают технический минимум, правила эксплуатации электрических сетей, что они не могут и что могут делать и как именно. И проводится внеочередной инструктаж, если, к примеру, в театре появилось новые оборудование или механизмы.
Конечно, сейчас этот трагический случай в Большом театре будет проверять прокуратура. Почти во всех театрах есть камеры внутреннего наблюдения, на которые записывается всё, что происходит на сцене. Эти записи, скорее всего, будут анализироваться, а также будет изучаться паспорт спектакля, инструкции по технике безопасности, росписи в журналах всего артистического состава. Расследование наверняка даст ответ, что же на самом деле произошло. Но я всё же думаю, что это, скорее всего, какое-то трагическое совпадение, приведшее к фатальным последствиям.
Автор – заслуженный деятель искусств РФ, директор Театра имени Вахтангова
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора